среда, 26 мая 2010 г.

есть бумага - есть человек или вопросы сертификации ISO

Быть или не быть? Сертифицировать или нет? А зачем, если я, т.е. мое предприятие и так есть на свете? Клиенты есть, оборот неплохой, прибыль не похожа на убыль...
Пока я готовила очередную встречу клуба делового общения M@rkt.DE http://www.proflingvo.com/content/ru/programms/markt-de, посвященную сертификации с участием уже даже не немецкой компании TÜV, а практически транснационального гиганта:)))Так вот, пока я готовилась, я вела активную переписку с участниками клуба, представителями ТЮФ в Новосибирске. А ящик мой рабочий находится на gmail.com Мне нравится этот сервер, правда нравится. Но у него есть одна фишечка - где-то далеко в Америке (а, может и не совсем в ней) есть такой огромный компьютер (ну, это по моим представлениям филолога так должно выглядеть), который анализирует информацию моих писем с целью предложить рекламу, мне по его мнению нужную. Увидев в моих письмах слово "сертификация", умный компьютер-шпион давай мне кидать ссылки "ISO за 70 000" и тому подобное. Я хихикнула, но на заметку это явление взяла.
Итак, в светлой голове руководителя предприятия, если на нем работает более 5 человек однажды может возникнуть мысль " а не получить ли мне сертификат ISO".
Почему эта мысль появляется? А причины разные. Кто-то слышал, что это модно. Кто-то хочет выйти на дальнезарубежный рынок и для участия в тамошних тендерах это просто обязательно. Кого-то обязали уже сертифицированные по ISO поставщики-подрядчики. Или перевозчик, тоже сертифицированный, сказал, что давние отношения отношениями и останутся, но перевозить несертифициованный товар отныне не могу.
Какая-то из причин сработала и руководитель задумался "к кому обратиться". Кто-то таки наверняка перейдет при этом по ссылочке почтовика или по рекламке. А кто-то начнет искать качество. А ежели кто решит идти на Запад, то скорее всего дороги его приведут в TÜV. Почему? Да потому что он по всему миру и в БРИК, и в ЕС, и в США. Про Африку не помню,но подозреваю, что и там есть. И сертификаты,выдаваемые TÜV, признаются везде. А что такое TÜV для немцев - прародителей этой славной организации? Примерно то же самое, что для советского человека курица в поезде - по ней всегда узнаешь своего, даже если он не сказал ни слова:)) И такое доверие возникает сразу к носителю, если не с первого то со второго взгляда:))
Значочек этот из 3 букв имеет огромную силу, ибо он просто таки движет торговлю. Товар, носящий гордый значок TÜV, в головах западных - ну, или по-крайней мере, немецких - потребителей имеет преимущество при прочих равных условиях. А если этот товар импортного - не немецкого - производства, то лучше ему быть с заветными буквами, чем без них.
Почему так сложилось? Почему TÜV завоевал такое прочное место в умах простых и непростых граждан? Во-первых, он давно существует на рынке, возник практически с зарождением капитализма в давнекапиталистических странах - в 1872г. В.И. Ленину всего 2 года было, у немцев еще не призрак коммунизма ходил, а возникла по добровольной инициативе организация по инспектированию паровых котлов в районах Эльберфельда и Бармена в Германии. Во-вторых, за 2 последних кризисных года TÜV увеличил количество офисов, сотрудников, и даже прибыль!!! И - что вызывает респект - TÜV отзывает сертификаты у недобросовестных пользователей. Т.е. перейдя по ссылке "сертификат ISO за 70 000 рублей", Вы явно окажетесь не странице TÜV, ибо имя дороже. И случаев отзывов по России за 2009г больше, чем два:))
И еще немаловажный момент,вернее самый важный. Сертификат TÜV - это не просто бумажка, не просто дань моде. Это - свидетельство процессов, отвечающих западным меркам бизнеса, а не того, что у нас иногда все еще им считается. Можно получить и повесить гордо бумажку о сертификации (в дорогой рамочке),например, продукции, но!!! А вдруг немецкий партнер решит к Вам приехать и сделав 2 шага от проходной, поймет, что бумажка бумажкой, а реалии реалиями. И будет ли он еще с Вами общаться - большой вопрос. По крайней мере, по выгодным для Вас условиям. Немцам же важно что: надежность, предсказуемость, стабильность. И все это как раз и отражает процесс сертификации. Лучше качества, а не отдельно взятой проукции или услуги. Как сказал один авторитетный человек "на "Тойоте не ставят штампик на каждой отдельно взятой машине, там штампик на процессе". И потому у Тойот и Лад такие разные судьбы. Сертификация менеджмента качества - это по сути сдача руководителем предприятия госэкзамена по умению предприятием руководить, выстраивать процессы так, чтобы качество было стабильным, предприятие надежным и предсказуемым по всей цепочке. Только у этого госа одно принципиальное отличие - в универе сдал, диплом получил и забыл про все, что учил(или почти все) А тут к тебе каждые 5 лет будут приходить и проверять, соответствуешь или нет. Уж такие они - немцы. Так видно и возникло понятие "немецкое качество" - потому что доверяют, но проверяют:))Зато качество. А мы чем хуже???

2 комментария:

  1. Полностью согласна с Вами, Елена !Сертификация или подтверждение качества как работ, так и уровня квалификации персонала компании ( что, на мой взгляд, даже важнее) необходимое и неизбежное условие для развития бизнеса, продвижения вперед и прогнозирования будущих событий в финансово-экономической сфере. Получить сертификат - это получить оценку своим знаниям и уровню владения бизнес-материалом. Но для этого еще надо сильно постараться. Не все у нас понимают важность и своевременность сказанного. Не любят русские люди подчинять себя форматам и нормативам. Причина этому уходит далеко в историю, поэтому не сейчас это обсуждать. А вот как добиться полного понимания нужности ISO и заставить себя и свой коллектив перестроить свою работу - Вот то Главное и Целесообразное ради чего нужно проводить такие семинары и просвещать непросвещенных.Хотя, я , лично, с некой долей пессимизма верю в успех качества в нашей стране. А так бы хотелось гордиться за "сделано в РФ" !

    ОтветитьУдалить
  2. не любят русские подчинятьсебя форматам и нормативам, ох. не любят. А ведь надо. Иначе в современном мире никак. Уж не знаю, 100 лет назад продавали ли барабинское масло в Лондоне с сертификатом (было и такое в нашей истории) с сертификатами, но без них сейчас не выйти на международный рынок. Сейчас много говорят про инновации,почти так же часто как в 1985-86 про ускорение и курс на гласность. А инновации не будет, если не перестроить - медленно, но уверенно - мозги руководителей, а вслед за ними и сотрудников. И сертификация процессов (в первую очередь процессов!!! Тут я согласна) помогает в этом нелегком деле. Мне кажется, самое главное в этом деле - начать движение в верном напрвлении,не ставить глобальную цель - оздоровить экономику России, поднять престиж марки "сделано в РФ". Надо мелкими шагами идти, руководитель должен заботиться о своем личном благе (иначе какой же это бизнес?), в целях повышения своего блага повышать благо своих сотрудников, они станут приносить больше "меда". ВОпрос только в том, как руководитель выстраивает отнрошения с миром, собой сотрудниками. ЕСли все путем, то и предприятие выходит на другой уровень прибыли, отношений. И сертификация просто утверждает это де-факто. Т.е насильно не надо заставлять никого описывать рабочие процессы. Помните, когда участники встречи рассказывали про самые большие проблемы в процессе подговки сертифиакции, то самой большой проблемой было именно сопротивление сотрудников. Они же искренне не понимали,а чего это руководителю взбрело в голову какую-то бумажку получать. Еще одна блажь богатых. Примерно такое отношение, типично для рядового русского сотрудника. А все почему? Дело ли здесь в нашей давней нелюбви к правилам? Или в том, что руководитель пока не выстроил правильных отношений с коллективом? Правильные - это значит такие, которые заставляют развиваться каждого отдельно взятого сотрудника, отдел, руководителей всех звеньев. Какой здесь выход? А "учиться, учиться, учиться". Ленин был таки мудрым человеком, слова правильные говорил - по-крайней мере, те, что разошлись на цитаты. ВОт мы и учимся - в президентской программе, семинарах, клубах...

    ОтветитьУдалить