пятница, 27 января 2012 г.

Приму на работу преподавателя немецкого языка. Несрочно.

Как-то так сложилось, что в последнее время вокруг меня прям таки крутится-вертится вопрос о резюме, устройстве на работу. Причем как со стороны работодателей (я периодически помогаю немецким предприятиям Новосибирска в подборе толковых и ответственных кадров), так и со стороны работоискателей. Я и сама ищу преподавателей. Постоянно причем. Даже на сайте вот вакансия есть.
В сегодняшней заметке я хотела бы прояснить вопрос о резюме. Вернее, не совсем еще резюме. О нем со всеми подробностями я в следующий раз напишу. Сейчас только страшную тайну резюме приоткрою, и заключается она в том, что начинается все с поиска подходящей компании, с ознакомления с требованиями компании к сотрудникам. И вообще - чем эта компания занимается. И насколько Вы хотите этим заниматься.
Начну с того, что у меня нет требований. Ну как я могу требовать с постороннего человека? Не с себя? У меня не требования, а пожелания. Мое глубокое убеждение состоит в том, что работа по найму должна быть обоюдно приятной и полезной. Это как в семейной жизни - семья создается по взаимной любви и выстраивается дальше все на том же принципе взаимности. Если таковой взаимности нет, то брак становится бракованным и распадается. Статистика по Новосибирску утверждает, что 52% браков распадаются. В подготовку своих сотрудников я вкладываю много сил и времени. И мне бы не хотелось, чтобы 52% моих усилий оказались напрасными. Ведь это значит, что то время, которое я потратила на преподавателя, а не на чтение любимой книжки, поход в кино, игру с ребенком, я потратила зря. А это очень обидно. Просто очень. Время же не вернешь.
В процессе работы моего центра, на ошибках (и в основном на них) я пришла к портрету своего идеального сотрудника. Выглядит он так:
1. У него идеальное немецкое произношение. Для меня это самый важный внешний критерий, о важности произношения я писала вот здесь . Причем, по большому счету это произношение во всем Новосибирске сейчас могут обеспечить только 3 преподавателя в НГПУ. И я их знаю лично. Поэтому у студентов я спрашиваю, кто у них преподавал (это если они мне резюме шлют, при собеседовании и так все слышно)
2. Немецкий язык у моего идеального преподавателя должен быть немецким, а не русско-немецким.
3. Для этого желательно хотя бы краткосрочное пребывание в Германии, либо интенсивное общение с носителями языка в городе. Благо Новосибирск предлагает много возможностей для этого и не использует их только ленивый. Одна из самых интересных возможностей предложена совсем недавно моим любимым Гете-институтом и кинотеатром "Победа"
4. Опыт работы преподавателем для меня совершенно неважен, и даже наоборот - вреден, особенно если он составляет более 2-3 лет. Эти 2-3 года работы где-нибудь на кафедре иностранных языков непрофильного вуза (в смысле неязыкового) могут испортить даже самого способного выпускника ФИЯ. Я сейчас не буду писать, почему, но на вопросы при случае ответить готова. В свою систему преподавания я введу с большей скоростью и меньшими трудозатратами скорее новичка, если он будет обладать вторым по важности (после произношения) качеством, а именно
5. Гибкость. Гибкость для меня важна, потому что ко мне приходят заниматься самые разные люди. С разным жизненным опытом. С техническим образованием. Со средним техническим образованием. И почти никто из них не помнит русский язык, в том плане, что не помнят, т.е. не отличают личные местоимения от притяжательных, а сказуемое от глагола. Я писала как-то об этом здесь. Но! они хотят учить немецкий. И готовы платить за это деньги, а значит, мотивированы (поэтому я и люблю работать на себя, а не вбивать немецкий язык в головы бедных студентов какого-нибудь неязыкового вуза. Да даже с тем же ФИЯ проблемы были, ибо уровень мотивации даже у студентов ФИЯ может быть крайне низким, а именно мотивация определяет успех в изучении языка). Именно гибкость, помноженная на профессиональные знания (психология восприятия, психология памяти, использование визуальных средств и т.д.), позволяет диагностировать "поломку" в голове ученика и устранить ее. А еще лучше предотвратить ее, т.е. не дать случиться этой поломке. Для этого материал (в первую очередь грамматический, потому что именно на грамматике ломаются даже самые высокие мотивации) нужно объяснять, опираясь на мой подход. А мой подход - это по большому счету комбинация лучших сторон советской методики (а российской просто нету, даже если и есть название, то все равно она - советская) и европейской методики преподавания. Но для того, чтобы этот метод использовать надо быть достаточно гибким в восприятии материала и человека. Гибкое и чувствительное отношение к человеку (ну, т.е. ученику) для меня важно, потому что по сути - это проявление уважения к человеку, к его миру и опыту, это стремление поддержать его желание учить чужой язык (а по большому счету войти в новый мир). Именно гибкость позволит выстроить правильные - не с коммерческой, а с человеческой точки зрения - отношения с учеником, и тогда мне не надо тратить деньги на рекламу. Я писала об этом здесь.
Из необязательных пожеланий, но приятных приложений есть еще такие как умение готовить. Не картошку пожарить (хотя для мужчины и это уже достижение:)), а осваивание новых рецептов, возможно кухни других народов. Потому что это тоже опыт освоения нового мира. Только в другой сфере. Но для этого надо быть любопытным. В хорошем смысле слова. Любопытным к миру. Если не умение готовить, то умение, например, горшочки из глины лепить. Или с парашютом прыгать. В общем, умение учиться новому, быть готовым пожить в шкуре ученика, к-ый ничего не умеет, но готов научиться. Так преподавателю легче понять, как именно поддержать морально своих учеников. Я сама периодически именно поэтому учусь чему-то новому. Йоге например. И курсу акварели. В планах еще танцы и занятия музыкой.
Я как-то рассказала одной знакомой о своей системе подготовке преподавателей. Она (человек из бизнеса) спросила, на боюсь ли я вырастить тем самым конкурентов себе. Я подумала-подумала и сказала, что нет. И не потому что я уверена на 100%, что мои преподаватели меня никогда не оставят. Жизнь слишком непредсказуема. Если они и уйдут, то уйдут с моей методикой, с моим подходом, а это значит, что мой опыт разойдется в еще больших масштабах. И это же круто:)) и опять же реклама для меня:)))) на которую деньги я не трачу:))))
PS да, а почему "несрочно"???я искренне, искренне и еще раз искренне уверена, что развиваться предприятие должно поступательно. Я не могу срочно найти человека, который видит преподавание не только профессией, но и призванием (кстати, в немецком хорошая игра слов получается: Beruf - профессия, Berufung - призвание). Китай вот тоже не быстро развивался, и где теперь экономика Китая и где наша?


1 комментарий:

  1. Здоровая конкуренция со стороны твоих учеников это самый большой плюс в твоей работе.Это знак ,что ты действительно мастер своего дела.Мастер должен гордиться не конкуренцией а своими учениками.

    ОтветитьУдалить